Долина Белого Июса. Веками служила проходом, по которому степняки проникали в горы. Здесь лежат миграционные пути таёжных зверей. Этой долиной проходил во время экспедиций академик П. С. Паллас, обративший внимание на богатства недр этой земли. Уже в XVIII в. здесь добывали селитру, идущую на производство пороха. С конца XIX в. по притокам Июса стали мыть золото.
Сундуки. Горная гряда. Комплексный (1988 г). Массив из пяти отдельно стоящих горостанцев, высотой до 200 м. Название гряда получила от самой северной горы - Сундука, на вершине которой находится скала в виде куба, после чего останцы получили порядковые номера.
Первый Сундук. Наиболее красивый и значимый в гряде в обрядовом и астрологическом смысле. По мнению академика В. Е. Ларичева, изучающего Сундуки около 30 лет, именно здесь располагалась «мировая гора» - астрологическое святилище, включающее жреческий храм и древнейшую обсерваторию. О мифической мировой горе, расположенной якобы на Северном полюсе, учёные знают давно. По преданию, это некая изначальная земля, где жили самые великие боги и где появились первые люди. У каждого народа была своя мировая гора, точнее - её образ. Получается, Первый Сундук - мировая гора для данного региона.
Четвёртый Сундук. У подножия этой горы, на каменной стене, находятся наскальные рисунки, выбитые жрецом-художником более двух тысяч лет назад. Петроглифы являются своеобразным героическим эпосом в картинах. В них показан не только нелегкий земной путь героя, но и потусторонний мир, куда он попадает после гибели от рук притаившегося в засаде врага(нижняя часть каменной плиты). Подробнее об их трактовке может рассказать экспозиция Ширинского краеведческого музея.
Самым загадочным является петроглиф Белая Лошадь. Учёные предполагают, что рисунок появился примерно 16 тысяч лет назад, в ледниковую эпоху. В образе этой Лошади предкам виделось обновлённое Время.
Пятый Сундук - самый южный из всех. Перед ним расположена большая группа могильников. У его подножия находится оросительный канал, один из тех, что сохранился с давних времён (уже в I тыс. до н. э. Хакасско-Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия).
Сулекская писанина. Широко известный памятник, имеющий мировое значение. Расположен на Сулекских скалах - трёх невысоких сопках, сложенных из песчаника, называемых, в порядке очерёдности с запада на восток, Сулек-1, Сулек-2, Сулек-З.
На основной плоскости скалы Сулек-1, на высоте 15-20 м над уровнем степи, находятся енисейские надписи и резные рисунки древних хакасов IX-X ВВ., сильно повреждённые людьми. Однако эти петроглифы были сохранены в копиях и фотографиях. На восток от основной плоскости тянутся большие участки сплошь покрытые большим количеством выбитых рисунков, никем не фиксированных.
Сопка Сулек-2 отделена от первой небольшим логом. На ней также имеются отдельные изображения, среди которых встречаются хакасские резные рисунки IX-X веков.
Сопка Сулек-З находится в 100 м к югу от Сулека-2, за небольшой ложбиной. С южной стороны на ней находятся рисунки и тамги (родовые знаки).
Посёлок Сарала. Летом 2004 г. на месте старых раскопок (1981), у восточной окраины села, был обнаружен камень-стела из красного песчаника со следами обработки. Эта скульптура эпохиранней бронзы относится к Окуневской эпохе. Высота Саралинского изваяния более 2 м. Верхняя часть(головной убор) утрачена. Основная, надземная часть фигуры высечена объёмно, с последующей шлифовкой главных деталей. На ней отчётливо видны живот и женская грудь. На верхней личине хорошо выделены лоб, рот, массивный подбородок. С трудом можно рассмотреть ямку третьего глаза. Нос отсутствует. Нижняя личина выбита в форме круга с «рожками» и звериными ушами.
«Каменная баба» подтверждает мнение учёных о том, что Окуневскому обществу соответствовала форма религии материнского рода, самые значительные покровители которого воплощались в камне.
Найденное изваяние было установлено на возвышенной площадке, в 50 м от его местонахождения. Памятник передан в ведение районного краеведческого музея поселка Копьёво.
|